За вдохновением на Шри-Ланку в Зазеркалье Джеффри Бава
Садами и парками на Шри-Ланке трудно кого-то удивить: здесь, в тропической благодати в 500 км от экватора весь год что-то пышно зеленеет, цветет, плодоносит. А древнейшему парку в Сигирии, что и сегодня пленяет строгостью плана и изысканностью линий, ни много — ни мало пятнадцать столетий (публикация о древнем садово-парковом комплексе Сигирия вызвала живой интерес читателей. Кто-то из них, творчески осмыслив союз камня, воды и растений в организации пространства, пробует использовать самобытные решения далекой эпохи в собственной практике. В поисках вдохновения мы продолжаем путешествовать по острову. В этот раз наша цель — элегантная усадьба на юго-западном побережье острова, созданная Джеффри Бава, одним из самых смелых и неординарных архитекторов Азии 2-ой половины XX века – ред.) усадьбы братьев Бава – из разряда откровений даже для искушенных ценителей такого рода искусства. Трудно сказать, какая из них лучше — Лаконичный Сад (Brief Garden) под дарга Таун или Лунуганга (Lununganga) в Бентоте. Мне нравится приезжать в каждую из них, ведь в тропиках сад быстро меняется – что-то разрастается, что-то меняет окраску, что-то роняет на землю причудливой формы плоды.
И всякий раз я ловлю себя на мысли, что пространство во владениях, построенных каждым из братьев, делает волшебным… свет. И пусть на фото трудно передать зыбкую игру света и тени, мастерски заданную творцами садов в каждом из проектов, все же хочется поделиться восторгом от путешествия в ланкийское Зазеркалье. Именно таким кажется мир, скрытый от суетного взора на западе Шри-Ланки в поместье знаменитого архитектора и подвижника Джеффри, младшего из братьев.
Обветшавшее поместье у озера, или полигон для экспериментов Усадьба Лунуганга укромно расположилась в дельте одной из тропических рек, впадающих в океан на западном побережье Шри-Ланки. Она совсем недалеко от популярного курорта Бентота, в нескольких километрах от шоссе Коломбо - Галле. Вот только творец ее и владелец мечтал о покое, чтобы предаться своим фантазиям и реализовать смелые замыслы, поэтому укрыл ее под полог деревьев в живописной лагуне.
Имение Лунуганга (в пер. с сингальского – "соленая река") лежит на мысу у озера Деддува, откуда до модного прибрежного курорта Бентота, что вытянулся вдоль шоссе Коломбо – Галле всего четверть часа на вездесущем тук-туке, крытом тентом пассажирском мотороллере. Здесь Бава, влюбленный в залитую охрой и мягким вечерним светом Тоскану, создал свой Сад, привнеся в него многое из того, что впечатлило его в европе в годы студенчества.
К слову, европейский период Джеффри Бава был продолжительным и судьбоносным: впервые он прибыл туда в 1938 году, чтобы, по настоянию матери, стать адвокатом, а окончательно вернулся на родину лишь в 1956 году. Примечательно, что впервые он в Италии оказался летом 1939-го, в ожидании курса английского в одном из кембриджских колледжей… и влюбился в эту землю навсегда. После Второй Мировой войны он вернулся туда снова, оставив идею стать адвокатом по итогам учебы в Англии, и даже подумывал о покупке участка у озера Гарда.
Как бы то ни было, но визиты в родовые поместья британской аристократии, где Джеффри часто гостил у своих приятелей по университету, и знакомство со знаменитыми виллами Италии изменили планы честолюбивого ланкийца.
Прибыв на родину в середине 1950-х, после долгих странствий по европе и США, сибарит с тонким чувством стиля, Бава окончательно решает связать себя с архитектурой. Его желание обзавестись собственным домом и попробовать себя на архитектурном поприще в стране, получившей к тому времени независимость от Англии, подогрел и визит в изысканное поместье «Лаконичный Сад». Его любовно создавал на месте бывшей каучуковой плантации старший брат Джеффри – Бевис, увлекшись в конце 1920-х годов ландшафтным дизайном.
Для своих творческих экспериментов младший Бава выбирает участок в Бентоте, которое как раз выставили на продажу. Так еще одна каучуковая плантация на берегу соленой лагуны превратилась в поместье семьи Бава, на сей раз стараниями младшего из братьев. Здесь, в Лунуганге, Джеффри Бава проверял жизненность своих замыслов, выплескивая самые сумасбродные идеи в десятки оригинальных проектов. Позже его стиль будут определять как тропический романтизм, отмечая подвижность границ между внутренним пространством и внешним, подчеркивая умение вплетать в общую картину лучшее из подлинно ланкийской и мировой культуры. однако мы оставим дискуссии строгим критикам, и отправимся на прогулку по его Саду, где, кажется, вот-вот появится маэстро на одной из тропинок или террас.
Прогулки по Саду Трудно поверить, что мир Бава в Лунуганге не бесконечен: кажется, что полоса земли, вдающаяся в лагуну, бесконечна и многомерна. Однако площадь поместья, купленного Бава, в начале составляла всего 7 гектаров. его нынешние границы определяются озером Дедува (Deduwa), входящим в водную систему реки Бентота.
Бава планирует участок в виде террас, с одной стороны сходящих ступенями к лагуне, а с другой – в виде просторного луга, убегающего через холм к горизонту. Центром единения, примиряющим столь контрастные образы, служит господский дом на холме. он, как и сама натура его создателя Джеффри Бава, многолик и нелинеен. При этом в нем нет и намека на вычурность.
Эффектность образов поместья идет от искусного сочетания стилей (классический, колониальный), с отчетливым влиянием идей "эко" и "этно". в этом плане Бава, выросший на Шри-Ланке с ее разнообразными яркими ландшафтами и самобытным укладом жизни, испытавшей длительное влияние нескольких колониальных культур (португальской, голландской, британской), а также принесенными сюда переселенцами традициями арабского мира и Юго-восточной Азии, намного опередил искания европейских мастеров. Визуально держат эту многомерную конструкцию цветовые контрасты черного и белого, что являются эстетическим стержнем этого мастерски составленного микса. Но самое примечательное, что изначально проекта участка, который мы воспринимаем как любопытное творение мастера, вовсе не существовало! Бава – интуитивист, создает свой мир по ощущениям, опираясь на образы, что впечатлили его в четко спланированных ландшафтных парках старой доброй Англии и изысканных пропорциях итальянских садов. При этом он амбициозно отталкивается от уже виденного им имения старшего брата, Бевиса, чей «Лаконичный сад» получился оригинальным и эффектным. В «творческой» дуэли братьев кроется успех Лунуганги и отчетливо заметная перекличка двух неординарных представителей одной фамилии».
Фото: Татьяна ГРИБОВА Татьяна ГРИБОВА, travel-журналист, член Международной федерации журналистов (IFJ) Украина (Харьков) – Шри-Ланка – Украина (Харьков)
Об авторе проекта Джеффри Бава (1919 - 2003 г.г) — шри-ланкийский архитектор и дизайнер, автор ряда крупных проектов, среди которых университетский комплекс в провинции Рухуна на юге Шри-Ланки, здания Парламента Шри-Ланки в административной столице Шри-Ланки - городе Джайяварденепура, Котте, первого в мире эко-отеля Heritance Kandalama в окрестностях Сигирии, множество социальных и культовых сооружений, а также частные усадьбы. Истинный патриот своей земли, Джеффри Бава был душой творческого объединения ланкийских и зарубежных дизайнеров, скульпторов, художников и историков архитектуры. В проектах, реализованных Дж. Бава и его соратниками, традиции древнего зодчества и искусства Шри-Ланки получили новое развитие и были органично интегрированы в современную культуру планировки и строительства. О высокой значимости творческого наследия Джеффри Бава свидетельствует присуждение ему в 2001 году престижной награды от Председателя премии Ага Хана в области архитектуры.
Редакция благодарит за помощь в организации поездки авиакомпанию AIR ARABIA (ОАЭ), компании JETWING TRAVELS & HOTELS и AMAYA HOTELS (Шри-Ланка) и ЛОТТУР (Украина), www.jetwing.com , www.lottour.com.ua
Благодарим за предоставленный материал редакцию каталога ЛАНДШАФТ.ДИЗАЙН
|