Маркетинг – довольно практичная дисциплина. Важно, чтобы мероприятия, которые инициирует маркетолог, приносили прибыль, а не являлись очередной статьей расходов. Рассмотрим конкурс архитектуры и дизайна, как один из маркетинговых инструментов. Есть ли резон в нем для компании-организатора и нужен ли он архитектору?
Когда есть смысл в конкурсе? Современный конкурс (на лучший архитектурный проект, на проект с использованием вашего материала, на лучшую дизайнерскую идею и др.) – это всегда коммерческий проект. Любой конкурс носит поощрительный характер - денежная премия либо, в случае победы размещение заказа на объект. Существует два типа организаторов – государственные и коммерческие структуры. Государственные конкурсы призваны выбрать лучшую идею для реконструкции городского ландшафта либо возведения нового комплекса. Коммерческие конкурсы могут быть совершенно различные по тематике и уровню, как денежной премии, так и самих конкурсантов.
По своей организации конкурсы делятся на открытые и закрытые. В открытом могут принимать участие все архитектурные студии, дизайнеры, строительные организации. В закрытом соревновании - только приглашенные компании. Интересными являются профессиональные соревнования, которые предполагают создание проекта под тему конкурса. Но доля таких конкурсов незначительна. Гораздо больше конкурсов, где принимаются проекты уже готовые.
Частные конкурсы сегодня весьма привлекательны для архитекторов и дизайнеров, т.к. они не заангажированы и нацелены на то, чтобы действительно получить стоящую идею либо хорошего проектанта для своих объектов. С другой стороны, такие конкурсы носят повсеместный характер. Более того, многие из них по большому счету конкурсами и не назовешь. Именно поэтому у архитекторов и дизайнеров весьма скептичное отношение к таким мероприятиям.
Аргументы и контраргументы Приведем некоторые наиболее распространенные возражения со стороны архитекторов, с которыми лично мы столкнулись, проводя конкурс архитектуры и дизайна.
1. Участвовать в конкурсе – тратить время. Скажем больше. Вы встретите архитекторов, которые решительно настроены против всякого рода конкурсов. Они считают, что надо тратить время с толком, и чтобы каждый час времени оборачивался денежным знаком. И вообще, они убеждены, что конкурсы обесценивают профессию. Что тут можно сказать? Обратить в свою веру таких оппонентов очень сложно и, наверное, не нужно. Ищите других архитекторов. От себя позволим заметить, что если речь идет только о зарабатывании денег, то есть много профессий, где и ответственность меньше и деньге легче. Почему бы, например, не пробиться в депутаты – один раз вложил, а потом всю жизнь живешь на дивиденды. К сожалению, архитекторы с бегом времени забывают о мотивах, которые их привели в стены архитектурных институтов. Конкурс всегда расширяет понимание профессии. Изначально конкурсы архитектуры и дизайна были задуманы, как смотр профессионального мастерства, поскольку архитектура – это не только ремесло, но и искусство. Многие здания, которые восхищают наш взор и поныне, были когда-то конкурсной работой. Так, дошедший до наших дней Акрополь в Афинах был рекзультатом архитектурного состязания. Конкурс часто продвигает победившего участника, как никакая другая реклама. Например, о Филиппо Брунулески весь мир заговорил после того, как победил его проект купола Собора Санта-Мрия-Дель-Фьоре во Флоренции. Повсеместное распространение архитектурные конкурсы получили в конце восемнадцатого века, когда их взяли на вооружение такие страны как США, Великобритания, Ирландия, Франция и Швеция. Сегодня архитектурные конкурсы особенно распространены при застройке городов Дании, Швейцарии и Германии. Во Франции же подобная практика является обязательной для проектирования всех общественных зданий. Для примера, в Германии в год проходит порядка 200 закрытых конкурсов на уровне государства, во Франции – более 2000.
2. Участников слишком много, а шансов победить мало. Да, это именно так. Десяти первых мест не бывает. Помните смешное решение старика Хоттабыча, который впервые в жизни увидел футбол и облегчил жизнь футболистам, выдав каждому по мячу. Именно в этот момент состязание превратилось в цирк шапито. Выход один – предлагать действительно сильные проекты для рассмотрения жюри, делать качественные описания проектов, а не отписки. Конкурс позволяет совершенствовать графику, точнее передавать свою идею. В конце концов, это умение себя презентовать пригодится каждому конкурсанту в ежедневной деловой практике.
3. Если среди членов жюри нет профессионала международного уровня, то это уже не конкурс. А вот с этим мы позволим себе не согласиться. Среди наших соотечественников есть профессионалы с большой буквы. Более того, они согласны расширять горизонты профессии, в то время, как зарубежному архитектору наши проблемы глубоко безразличны.
4. Вы пиаритесь на наших именах! Отчасти это так и есть, и мы не видим ничего плохого в том, что компания-организатор получит свои дивиденды за проделанную работу. Как правило, такие выпады звучат, как детская обида. В этом случае успокойте вашего конкурсанта и покажите реальные выгоды от участия именно для него. Например, перечислите те издания, которые заинтересовались освещать события конкурса, расскажите о том, как будет проходить финал конкурса, кто будет выступать. Предложите подготовить вопросы для небольшого доклада. Спросите, какие проекты имеются в творческом портфеле архитектора и над чем он сейчас работает. Предложите ему опубликовать свои статьи на вашем сайте. Вот увидите, обида в голосе пройдет, как легкий дождик в летний день.
5. Ваше открытое народное голосование на сайте необъективно. Не объективна не сама идея народного голосования, а то, что сами конкурсанты предпринимают, чтобы понизить баллы друг друга! Вот об этом-то и надо говорить. Именно народное голосование – это возможность потенциальным застройщикам дать свою оценку работам, высказать свою точку зрения, задать вопрос дизайнеру. А то, что сами конкурсанты начинают ставить минимальные баллы своим конкурентам, снижая средний уровень оценки, говорит об их самонедостаточности и нечестном подходе к состязанию. Конкурсантам необходимо растолковать, что результаты народного голосования мало влияют на мнение членов жюри, что оно задумано для того, чтобы застройщики видели, что их мнение важно архитекторам. И тогда проблема с голосованием будет снята.
И еще одно наблюдение. Чем интереснее круг конкурсантов, тем большее удовольствие получат сами конкурсанты и мероприятие в целом. Судя по тому, как проходили полуфиналы и финалы конкурсов, профессиональному сообществу важна не столько победа, сколько общение в своем кругу, внимание прессы. Хотя есть и те, что коллекционирует дипломы. Для кормпании-организатора конкурс - отличная возможность приобрести новых партнеров. И, несомненно, благодаря конкурсу, организатор лучше узнает тех, с кем работает ежедневно, чьи проекты предлагает застройщику. Архитекторы и дизайнеры – совершенно особые люди. Несмотря на то, что жизнь делает из них бизнесменов, многие до сих пор хранят честь профессии. И, если даже, конкурсная работа не получает золото или серебро, первое или третье место, то возможность заявить о своей позиции, получить единомышленников, новые полезные контакты и внимание к себе уже стоит того, чтобы приложить немного усилий и выслать проект на конкурс. Более того, возможность протестировать свою идею среди коллег и поспорить с жюри – тоже немалое удовольствие.
Елена Бутивщенко
|